Психология общения медицинского работника и больного!

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако,врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Комментарии к новости

Другие новости

Керамические виниры — белые ровные зубы!!!
Керамические виниры — белые ровные зубы!!!
Керамические виниры — белые ровные зубы!!!
Мечтаете об ослепительной белоснежной улыбке?

Никакие способы отбеливания и чистки зубов не помогают?

В этом случае наша клиника рекомендует установить на зубы виниры — цельнокерамические или прессованные керамические накладки белого или близкого к нему оттенка. Это быстрый, доступный и эффективный способ получить голливудскую улыбку уже сегодня.

Помимо восстановления нужного оттенка зубной эмали, установленные на зубы керамические пластины помогают выровнять форму зуба, скрыть мелкие дефекты, трещины, сколы, скорректировать форму. Кроме того, помимо эстетического и декоративного предназначения, они могут выполнять даже защитную функцию

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ УСТАНОВКУ ВИНИРОВ:

• пациентам с пожелтевшей эмалью;

• всем, кого не устраивает цвет их зубного ряда;

• тем, кто хотел бы изменить цвет или форму одного-двух зубов;

• всем, у кого есть серьезные дефекты эмали, нарушающие эстетику и мешающие красивой улыбке;

•телеведущим, фотомоделям, чья улыбка должна быть ...
Профессиональная чистка зубов!!!
Профессиональная чистка зубов!!!
Профессиональная чистка зубов!!!
Чистка зубов -это одна из наиболее популярных процедур,

позволяет избавиться от зубного камня, который опасен тем, что может вызвать воспаление десен, оголение корней зубов

Что касается самой процедуры, то в нашей клинике она проводится в один прием и включает в себя несколько этапов:

1. На первом этапе стоматолог определяет общее состояние ротовой полости.

2. Далее стоматолог снимает зубной камень с каждого зуба.

Ультразвук используется в том случае, когда необходимо удаление камня, при этом процедура совершенно безвредна и максимально быстра. Поэтому снятие зубного камня происходит без малейшего механического повреждения зубов и образования микроцарапин, которые в результате могли бы стать причиной серьезного заболевания.

Камень – это затвердевшие со временем отложения мягкого налета в местах, где зубная щетка просто бессильна. Поэтому крайне важно, чтобы профилактическая очистка у стоматолога проводилась как минимум 1 раз в полгода, что позволяет сохранить зубы от ...
ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ
ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ
ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ
Фторирование зубов – это стоматологическая процедура, направленная на укрепление зубов и имеющая огромное значение в профилактике кариеса.

Существует два типа фторирования: Обычное и Глубокое

При ОБЫЧНОМ – на зубы наносится фтор содержащий гель или лак. Эмаль при этом насыщается фтором очень незначительно, поэтому необходимо несколько процедур.

При ГЛУБОКОМ – на зубы наносятся два вещества по очереди. Одно проникает в структуру эмали, трещины эмали, второе восстанавливает первое вещество.

Активный фтор выпадает в структуре эмали в виде осадка и выделяется в течении 6 месяцев. Достаточно одной процедуры! Это фторирование на сегодняшний день является самым эффективным и превосходит простое в сотни раз. Но и стоимость препарата для такой процедуры достаточно высокая. Кроме того, фторирование зубов ПРОТИВОПОКАЗАНО при флюорозе (избытке фтора в эмали) и при наличии больных зубов (т. к. фтор будет препятствовать адгезии будущих пломб). При наличии больных зубов, фторирование про...

Денталика, стоматологическая клиника

г. Череповец, пр-кт. Октябрьский, 72,
+7 (8202) 64-34-00
Сервис предоставляется компанией 4geo.ru Тех. поддержка support@4geo.ru
Лицензия № ЛО-35-01-002377 от 31.05.2017 Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста
Согласие на обработку персональных данных