Психология общения медицинского работника и больного!

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако,врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Комментарии к новости

Другие новости

Зубная нить (флосс)
Зубная нить (флосс)
Зубная нить (флосс)
Что же это такое и зачем?

Зубная нить была изобретена американским стоматологом Леви Спиром Пармли в начале 1800 годов. А, активно рекомендовать ее начали с 1908 года все в тех же США.

Зубная нить может быть разной: пропитанной или не пропитанной воском, разные по плоскости и с различным пропитыванием (ментол и т.п.). Размер и форма флосса позволяет без труда очищать межзубные промежутки. Многие стоматологи считают, что флосс должен быть неотъемлемым инструментом для поддержания гигиены полости рта. Потому, что с его помощью можно, не только очищать межзубные промежутки от пищи, но и от налета и предотвращать развитие кариеса между зубами. Однако, это не так. Зубочистки достаточно опасны для наших зубов. Так же они могут повреждать и десны. Поэтому, флосс можно считать идеальной заменой зубочистками, для удаления кусочков пищи, застрявшим между зубами. Флосс не может очистить зубной налет между зубами и соответственно никак не влияет на развитие кариеса.

Помните, дорогие пацие...
Нужен ли мне ирригатор?
Нужен ли мне ирригатор?
Нужен ли мне ирригатор?
Ирригатор -это специальное устройство персонального использования для поддержания отличной гигиены полости рта. Он позволяет чистить межзубные промежутки, на что обычная щетка не способна, и выполнять несколько дополнительных функций (в зависимости от насадки). Ирригаторы бывают стационарные и портативные. Конечно же, если жилищные условия позволяют лучше использовать стационарный ирригатор. Однако, если возможности поставить стационарную версию нет или вы собираетесь в командировку или путешествие, то можно использовать и портативные версии. Они занимают намного меньше места и удобны в транспортировке (их легко можно взять с собой).

Насколько нужен ирригатор и как часто необходимо им пользоваться?

Для достижения адекватной гигиены полости рта, особенно при наличии во рту ортопедических конструкций ирригатор просто незаменим в наших реалиях. Пользоваться ирригатором необходимо 2 раза в день после каждой чистки зубов.
Бруксизм-что это?
Бруксизм-что это?
Бруксизм-что это?
Бруксизм – это патологическая жевательная активность, которая проявляется как в дневное, так и в ночное время. Выражается бруксизм в постукивании и скрежетании зубами, а также в их стискивании и трении.

Как проявляется болезнь?

Данный патологический феномен сопровождается характерными звуковыми проявлениями. Некоторые люди скрипят и постукивают зубами во время нервного напряжения, у других аналогичные движения происходят во сне. Несмотря на то, что привычка скрипеть зубами зачастую вызывается стрессом, у многих людей патологическая жевательная активность связана с деформацией зубного ряда или аномалией прикуса.

Кроме привычки скрипеть зубами следует отметить и такие симптомы бруксизма:

— болезненные ощущения, локализующиеся в области челюсти;

— ноющая головная боль.

При малейшем подозрении на наличие указанного недуга следует безотлагательно обратиться к стоматологу, который в процессе осмотра челюсти непременно обратит внимание на такие признаки как аномалии роста зу...

Денталика, стоматологическая клиника

г. Череповец, пр-кт. Октябрьский, 72,
+7 (8202) 64-34-00
Сервис предоставляется компанией 4geo.ru Тех. поддержка support@4geo.ru
Лицензия № ЛО-35-01-002377 от 31.05.2017 Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста
Согласие на обработку персональных данных